• Русский

Модель профессиональной компетентности учителя XXI века

Такая модель была рассмотрена на семинаре по разработке САЕ в Институте психологии и образования.

Концептуальное ядро модели учителя нового типа составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования, квалификационно ориентируемым согласно требованиям различных групп потребителей (человек, работодатель, государство, общество). Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и включает разные траектории подготовки учителей: вариативную траекторию, распределенную траекторию, переподготовку бакалавров предметной подготовки, переподготовку педагогов на другую дисциплину, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогическую интернатуру, педагогическую магистратуру. Формирование общекультурных компетенций в этой модели должно занимать приоритетное место, так как их значимость в процессе становления учителя нового типа связана с тем, что именно общекультурные компетенции создают гармонию внутреннего мира и отношения с социумом и могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ ФГОС ВПО (ФГОС3+ ВПО), теории и практики профессиональной подготовки бакалавров, позволил установить, что формирование общекультурных компетенций будущих педагогов предусмотрено, но большой набор компетенций затрудняет выделить рамочные компетенции как это предусмотрено Европейской системой образования. Важнейшая задача перед системой высшего образования в сфере подготовки учителей новой формации состоит в необходимости определения теоретико-методологических основ для формирования общекультурных компетенций бакалавров в условиях модернизации педагогического образования.

Таким образом, общекультурные, общечеловеческие ценности, которые желательно сформировать в мировоззренческой системе будущего учителя, представляют собой результат и одновременно стратегическое направление в осуществлении воспитательной работы в вузе.

Цели создания САЕ в Институте психологии и образования КФУ – повышение качества подготовки выпускников университета, формирование новой модели учителя XXI века, учителя, не только профессионально компетентного, мобильного, конкурентоспособного, но и высоконравственного, готового к творческой деятельности и способного выстраивать свое поведение по высоким канонам нравственности.

Разрабатывая проект САЕ, создавая модель (портрет) профессиональной компетентности учителя ХХI века, можно использовать следующие резервные возможности улучшения качества воспитания нравственной культуры у студентов университета:

  1. Интегрировать все самое ценное, что есть в педагогическом опыте нравственного развития личности, использовать весь накопленный пласт знаний в психологии и педагогике о духовно-нравственной сущности человека.
  2. Усилить саморазвитие нравственной культуры студентов в рамках учебных предметов: «Введение в педагогическую деятельность», «История образования и педагогики», «Педагогическое мастерство», «Психологическая культура учителя». Целенаправленно формировать следующие компетенции:

— способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

— способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

— готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

  1. Ввести блок нравственных дисциплин, обращенных к сути общечеловеческих ценностей.

Следовательно, подготовка будущих педагогов в университете, наряду с приобщением к знаниям, не может и не должна игнорировать духовно-нравственное развитие личности студента.

Н.П.Ячина, Е.О.Шишова