Магистры ИПО КФУ могут повлиять на модернизацию системы школьного образования Италии

Представители Итальянского национального института образовательной оценки обучения и подготовки (INValSI) заинтересовались методами диагностики, которые использовали в своей работе магистры направления «педагогическое образование» по профилю «образование в области физики» ИПО КФУ. Вопросы  более подробного ознакомления с данными методиками и возможность их применения в итальянской системе оценки качества образования Грациана Епифани и Донателла Полиандри из INValSI  обсудили со своими казанскими коллегами в ходе III Международного форума по педагогическому образованию.

О возможности использования психологического климата в группе (классе) для оценки уровня профессиональной компетентности учителя и качества обучения школьников итальянские учёные узнали из научно-практического доклада Ивана Фомина и Юлии Мулиной – магистров направления педагогического образования по профилю «образование в области физики» ИПО КФУ.  В презентации своей работы молодые педагоги рассказали о ходе своей практики в математическом лицее им. Н. И. Лобачевского. В том числе речь шла о методиках (тестах, опросниках, анкетах), которые магистры использовали для лучшего понимания как образовательной ситуации, в которой им предстояло проходить практику, и учеников, с которыми предстояло работать.

Отметим, что одной из функций INValSI является изучение и оценка работы учителей всех уровней образования  в Италии, выработка рекомендаций, разработка новых современных программ подготовки учителей с учётом основных запросов и последних тенденций в системе образования Италии. Поэтому, как пояснила руководитель педагогической практики педагогической магистратуры ИПО КФУ, доцент кафедры педагогики высшей школы Татьяна Баклашова, представители INValSI были весьма заинтересованы в более подробном изучении тестов на определение психического климата в группе. Надо отметить, что итальянские учёные  даже попросили своих казанских коллег перевести  для них эти тесты на английский язык.

«Это достаточно объёмная тестовая методика и нам пришлось прибегнуть к помощи переводчика, но работа по адаптации теста для Итальянкого национального института образовательной оценке обучения и подготовки была сделана качественно. Так что сейчас мы можем говорить о внедрении российских тестовых методик в систему оценки работы учителей в Италии на государственном уровне. В свой приезд на III Международный форум по педагогическому образованию Донателла Полиандри и Грациана Епифани были впечатлены  тем, какие именно факторы мы с магистрами учитываем в своей работе во время прохождения педагогической практики в школах и лицеях Казани. Насколько я поняла, в Италии не разрабатывались методики диагностики психологического климата, более того, его учёт при оценке образовательной ситуации в итальянских школах даже не предусматривался. Возможно, это связано с тем, что итальянская система  образования достаточно замкнутая и закрытая, где всё функционирует по своим правилам, почти без учёта тенденций развития систем образования в других европейских странах. Но хорошо, что этот принцип не возведён в абсолют и возможность взаимодействия и международного обмена опытом в сфере образования присутствуют», – добавляет Татьяна Баклашова.

И действительно, сейчас  в системе образования Италии назрел кризис, связанный с разрозненностью отдельных элементов этой системы и хаотичностью их организации и взаимодействия. Работа Итальянского национального института образовательной оценки обучения и подготовки как раз направлена на поиск причин и факторов дезорганизации системы и упорядочение её элементов.

В своем докладе о системе образования Италии, который Донателла Полиандри представила на III Международном форуме по педагогическому образованию в КФУ, для этих целей вот уже в течение года разрабатывается, усовершенствуется и внедряется в итальянские школы принцип двойного наблюдения. Этот принцип предполагает подготовку на базе  INValSI  наблюдателей по специально разработанным программам, которые могут в любой момент без предупреждения посетить  любой урок любого учителя в любой школе. На основе специально рассчитанных и занесённых в  разработанный для этих целей индивидуальный паспорт наблюдения критериев оценки качества подготовки и профессионализма учителя,  наблюдатели фиксируют  реальное состояние на данный момент. Это необходимо для наиболее адекватного представления о реальном состоянии  системы образования на данный момент и помогает выработать наиболее актуальные образовательные программы для изменения ситуации в лучшую сторону.  Методы мониторинга постоянно совершенствуются.  Надо добавить, что для  повышения уровня объективности получаемых при мониторинге данных, работу учителя в классе оценивают сразу два наблюдателя – отсюда и название «принцип двойного наблюдения». Одной из диагностических методик, используемых в работе наблюдателей, в скором времени может стать и тестовая методика по определению психологического климата в классе, о возможности использования которой рассказали итальянским учёным магистры Института психологии и образования КФУ. Представители INValSI готовы использовать её при работе над повышением уровня профессиональной подготовки учителей в Италии.