КФУ привлечет партнеров из США для кросс-культурного исследования отношений «учитель – ученик»

В рамках визита в Казань профессор Техасского университета в Эль-Пасо (Техас, США) Мурат Чошанов поделился своим планами на дальнейшую совместную научно-исследовательскую работу с коллегами из Института психологии и образования КФУ.

«Мы уже провели серию совместных кросс-культурных исследований по изучению влияния предметных знаний учителя на успеваемость учеников в США и в России. Уже запланированы исследования по изучению отношения учителей к ошибкам и влияния их мнения на эффективность педагогической деятельности. Сейчас готовится теоретическая часть нового исследования. Здесь мы решили рассмотреть отношение учителей к ошибкам в разных аспектах. Очень важно разграничить сразу отношение учителей к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются они сами. Все это будет, безусловно, учитываться при проведении эмпирической части. Результаты же дадут нам возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей у учителей США и России в выбранных нами аспектах», – рассказал профессор Чошанов.

Отметим, что в рамках III Международного форума по педагогическому образованию, прошедшего в конце мая в Казанском федеральном университете, представители педагогического сообщества разных стран мира на площадке ИПО КФУ обменивались опытом решения общих для различных систем образования проблем. В том числе, речь шла и об особенностях различных систем образования и методах разработки образовательных программ с учетом региональной и национальной специфики. Одним из участников и почетных гостей форума стал Мурат Чошанов, к слову, выпускник Казанского государственного педагогического университета, ставшего впоследствии частью КФУ в составе Института психологии и образования.

«Я принимаю участие в работе Международного форума по педагогическому образованию вот уже второй год и могу отметить высокий уровень организации. За это время мои коллеги из Института психологии и образования КФУ проделали очень серьезную работу, как по содержанию, так и по форме проведения форума. Для себя я отметил увеличение интереса зарубежных коллег к этому научному событию – в этом году число иностранных ученых психолого-педагогического направления на форуме стало еще более внушительным. И это прекрасно, поскольку обмен международным опытом в нашей сфере очень важен для формирования целостной картины развития мировой педагогики и последних в ней тенденций», – подчеркнул профессор Чошанов.


Для справки:

Профессор Чошанов работает по следующим направлениям:

1. Разработка проблем дидактической инженерии как основы моделирования, проектирования и конструирования целесообразных педагогических технологий;

2. Проблема представления знаний и когнитивная визуализация в обучении математике;

3. Проблема предметных знаний учителя и их влияние на качество преподавания и уровень обучаемости школьников.

Последнее направление разрабатывается на данный момент совместно с доцентом кафедры психологии личности ИПО КФУ Еленой Ибрагимовой. Результаты этого исследования уже были представлены на нескольких крупных международных конгрессах по вопросам педагогического образования в мире, в том числе на конгрессе Британской ассоциации исследований в области образования (BERA) и Американской ассоциации исследований в области образования (AERA). Предстоящее исследование также пройдет совместно с Еленой Ибрагимовой и ее научной группой в рамках проекта по модернизации педагогического образования направления САЕ «Учитель XXI века». Его разработкой и внедрением в систему российского педагогического образования Казанский федеральный университет по заказу Правительства РФ занимается с 2016 года.