Безопасная образовательная среда в мультикультурном мире

Участниками круглого стола под таким названием, проведенного  в рамках Международной научно-практической конференции «Транснациональная и региональная адаптация детей мигрантов: современные практики и модели социокультурной и психолого-педагогической интеграции», стала инициативная и активная молодежь из областей образования, науки, межнациональной политики и журналистики.

Спикерами выступили А. Росихина, советник председателя Молодежного правительства Республики Татарстан по вопросам образования и науки; Р. Каримов, председатель совета молодых педагогов Республики Татарстан; И. Гафиятуллина, журналист интернет-портала ISLAM-TODAY.RU; Л.Кочнева, зам. председателя совета РМОО «Молодежная Ассамблея народов Татарстана»; М.Иванова, исполнительный директор национально-культурной автономии удмуртов Республики Татарстан; Л. Каюмова, ассистент Института психологии и образования КФУ, молодежный помощник руководителя АТК РТ; Глори Кионга, Вице-президент Ассоциации иностранных студентов и аспирантов г. Казани.

Участники обсуждали проблему создания безопасной образовательной среды как одного из важнейших условий повышения эффективности всего образовательного процесса в мультикультурном мире. Понятие «безопасной образовательной среды» многоаспектно. Сфера отношений, нормативно-правовое и материальное обеспечение, мобильность самого субъекта образования – все это влияет на эффективность образования и успешность субъекта.

В ряде докладов были затронуты актуальные проблемы информационной насыщенности и влияния СМИ на образование. Выступление М.Ивановой «Интернет-ресурсы и образование: зона потенциальной опасности» и И.Гафиятуллиной «Вытеснение морали и чувство одиночества: на чем играют вербовщики?» призывали педагогов быть более внимательными и обучать учащихся работать в сети.

«Ученик должен научиться мыслить шире. Искать различные мнения, факты, публикации иногда совершенно противоположных точек зрений. Иначе говоря, нужно формировать критическое мышление. Только в этом случае ребенок не будет задавлен объемом информации, сможет противостоять пагубному влиянию радикальных групп в сети», — резюмировала Марина Иванова.

Вопросам мультикультурной образовательной среды, адаптации мигрантов и иностранных студентов и взаимоотношений между жителями и гостями города были посвящены выступления представителей Молодежной ассамблеи народов Татарстана Т. Кадырова, Л. Кочневой, Глори Кионга. Как отметила Людмила Кочнева, «важно работать в нескольких направлениях. Это, безусловно, адаптация иностранных граждан в условиях современного Татарстана, с учетом особенностей их культуры и традиций. Но при этом мы должны помнить и о татарстанцах. Основная наша задача — установление дружеских отношений между иностранными гражданами и жителями республики».

Кроме того, во время круглого стола были презентованы проекты молодых педагогов, направленные на поддержку молодых учителей, профилактики синдрома эмоционального выгорания и планирования профессионального роста в образовании. Это «Научно-исследовательская группа студентов «Безопасная образовательная среда» (автор Л. Каюмова), «Чемпионат педагогических кейсов» (автор Р.Каримов), «Деловые игры педагогов. Сыграй на повышение!» (автор А.Росихина).

Заключительное слово было предоставлено гостю форума — доктору наук, профессору Владимиру  Мошкину, который поддержал участников и организаторов круглого стола своим напутственным словом. Владимир Мошкин является одним из основателей теории безопасности в образовательной среде. Основным направлением профессиональной научной деятельности является воспитание культуры безопасности школьников. Выступление гостя, которое завершилось мастер-классом по самообороне, вызвало восторг слушателей.